Интернет-блог как способ сделать карьеру


Забудьте о резюме. Самую выгодную работу получают те, кто имеет самые разумные блоги

ВЫ СЛИШКОМ застенчивы, чтобы связно изложить свое мнение на конференции, где присутствует больше двух человек? Ваш мозг начинает работать как дизельный мотор на высоких оборотах, когда вам приходится участвовать в серьезных дебатах? Вы никогда не осмелеете настолько, чтобы продемонстрировать свои лучшие качества во время интервью при приеме на работу? Тогда вам нужно завести блог — так называют веб-журнал или интерактивный дневник, который могут прочесть другие пользователи Интернета.

Сейчас блоги считаются новомодным конкурентом традиционной прессе. Они настолько популярны, что Америке ведущий CBS Ден Разер вынужден был уволиться после того, как неосмотрительно процитировал глупые выдержки из чужих сетевых журналов в телепередаче. Благодаря блогам быстро развернулось виртуальное движение по защите прав потребителей — путем распространения информации (например, о том, как велосипедный замок Kryptonite можно легко открыть с помощью шариковой ручки Bic). Кроме того, ведение публичных дневников привело к появлению новой формы корпоративного PR, поскольку такие записи формируют положительный имидж компании более эффективно, чем армия высокооплачиваемых агентов по связям с общественностью.

Для самых амбициозных сотрудников наличие блога станет скорее правилом, чем исключением

Но главная роль блогов — по крайней мере как только их популярность станет массовой, — может заключаться в том, что они превратятся в инструмент для саморекламы и создания своего интерактивного образа как внутри вашей компании, так и в более широком профессиональном сообществе. Наличие публичного дневника вскоре может стать обязательным для каждого, кто хочет подняться по карьерной лестнице. Так, по крайней мере, считает Ден Гиллмор, активный сторонник блогов и автор книги «Мы — пресса: стихийная журналистика людей и для людей».

А вот показательная история, которая произошла с Бизом Стоуном. Если бы не его веб-дневник и две книги, посвященные этому явлению («Кто позволяет публиковать блог?» и «Поддержка блогов»), Стоун, скорее всего, никогда бы не попал на работу в интерактивную службу поиска Google. Мечтая о работе в службе поддержки блогов компании Google, Стоун читал интерактивные откровения своих потенциальных коллег. А те делали то же самое на его веб-странице. Такая виртуальная «детальная проверка» подтвердила «взаимную совместимость» обеих сторон и стала одной из основных причин, почему они решили работать вместе. В недалеком будущем, предсказывает Стоун, работодатели будут рассчитывать на то, что все претенденты на высокие посты в компании должны иметь блог — он будет так же обязателен, как длинное и подробное резюме.

На работе для самых амбициозных сотрудников наличие блога станет скорее правилом, чем исключением.
Журнал Стоуна — один из сотен в Google -помогает ему сосредоточиться и поднять свой престиж.

Все это применимо к более широкому профессиональному сообществу, как утверждает Ален Морган, управляющий директор компании венчурного капитала Mayfield из Силиконовой долины. Когда в октябре 2004 года Морган начал вести блог, то делал это из любопытства, поскольку сам вкладывал деньги в фирмы, занимающиеся поддержкой блогов. Несмотря на то что Морган не прикладывал никаких особых усилий, к удивлению, он получил массу ответов. Это заставило его более серьезно отнестись к своему журналу и начать писать «Десять заповедей предпринимателей» — серию эссе о том, как он стал венчурным капиталистом.

Сейчас уже можно рассуждать о масштабе явления. Поскольку люди все больше и больше времени проводят в Интернете — покупают вещи, участвуют в дискуссионных группах, переписываются с друзьями и коллегами — все больше информации о них публикуется в сети. Постепенно человек обретает собственный интерактивный образ, который необходимо тщательно поддерживать. Один из способов сделать это — создать блог, в котором автор может публиковать сведения о себе, сопровождая их ссылками и комментариями.

Для тех, кто ищет легкого пути, существуют социальные интерактивные службы, такие, как LinkedIn и Tribe, — там пользователям предлагается заполнить стандартные анкеты, на основе которых они могут найти единомышленников. Следующая версия Tribe будет объединять всю информацию о вас, которая когда-либо была опубликована, и вы сможете лично контролировать свой интерактивный образ.

Какую бы сетевую службу вы ни выбрали, ваши записи может прочесть весь мир. Поэтому авторы блогов должны быть крайне осторожны в своих высказываниях. Есть вероятность, что все их слова — мудрые или глупые, остроумные или претенциозные — навечно застрянут в киберпространстве.

Будьте осторожны: однажды написанное может аукнуться в будущем, особенно если вы намерены стать известной фигурой. Сейчас пока только политики рискуют своей карьерой, если когда-то в туманном прошлом они позволили себе неосторожные высказывания. Вскоре на их месте можете оказаться и вы.

След на воде

В поиске работы все активнее используются различные интернет-сообщества. Чаще всего результативными с точки зрения поиска «варианта, от которого невозможно отказаться» оказываются регулярные (взвешенные и продуманные!) выступления на специализированных форумах, в узкопрофессиональных дискуссиях, где можно проявить всю глубину своих знаний и тонкое понимание специфики.

Многие профессиональные консультанты по тем или иным вопросам бизнес-сфер в качестве долгосрочных вложений «консультируют без условий», тратят свое время на собственный PR, что в конечном итоге при правильной постановке вопроса, оборачивается расширением числа клиентов и/или новым заманчивым приглашением.

Отличный пример превосходно работающего присутствия в Интернете — всевозможные онлайн-консультации на известных сайтах, дублирующие и предваряющие различные тренинги и семинары. К таким методам прибегают медики, юристы и прочие специалисты, зарабатывающие уникальными знаниями и умением приложить их на практике.

Однако чувство меры и здесь уместно. «Менеджеры по продажам», активно рекламирующие в сети подробные базы клиентов и прочие сборники труднодоступных данных, малопривлекательны для потенциального работодателя хотя бы тем, что такая продажа баз, сопровождающаяся частой сменой работы, — практически гарантия того, что скорее рано, чем поздно специалист унесет все, что видит, чтобы продать там, где купят. В сфере консалтинга, где актуальна формула «информация = деньги», подобный подход обречен.

Другое «перегибание палки» — концентрация на онлайн-консультациях в ущерб выполнению своих непосредственных обязанностей. Консультант, недовольный текущим местом работы и сосредоточившийся на представлении себя в Интернете, рано или поздно получит в дополнении к интернет-портрету весьма нелестную рекомендацию от коллег и начальников на реальном месте работы.