Сегодня эта методика доступна практически каждому
Недавно встретила я своего старого приятеля и не сразу узнала. Вместо кругленького, с двойным подбородком и вечной одышкой боровичка передо мной стоял поджарый, излучающий силу мужчина. Приятель мой (тоже, кстати, журналист, только в погонах) к подобным реакциям, видно, уже успел привыкнуть: «Да, похудел. Да, помолодел. Ушло все лишнее. И напряжение ушло, болезни ушли. Ну и килограммы, соответственно, тоже. А все благодаря тому, что я нашел ключ к себе».
— И что за ключ?
— А ты вот это читала? — Он достал из сумки потрепанный детектив популярной писательницы. Название показалось знакомым. Ах да! Кажется, как раз в этом романе был один персонаж. Вовсе, кстати, не главный. Он запомнился мне тем, что каким-то чудесным образом развивал свои человеческие возможности — и все ему в жизни удавалось. Ну, так чего только в детективах не напишут!
— Взял на вооружение? Твоя методичка?
— Не совсем. Просто я знаю человека, эту методику создавшего.
— Так это не фантазия бывшей «милиционерши»?
— Какая фантазия! Ты меня хорошо разглядела? Эта, как ты выразилась, бывшая «милиционерша» просто упоминает методику, по которой силовики уже не первый год проходят антистрессовую подготовку. Ее чаще методом «Ключ» называют. Не слышала? А помогает «Ключ» этот, как ты теперь видишь, не только от стресса. Кстати, как раз завтра у человека этого соберутся психологи МВД — им через неделю в Чечню на полгода лететь. Хочешь, позвоню ему? Там все и поймешь.
Руки как крылья
…Перешагнув порог Центра защиты от стресса (так было написано на табличке у входа), я действительно оказалась среди высоких крепких мужчин в погонах разного калибра. «Ну и психологи! — помню, подумалось мне тогда. — Отобраны, будто в «Альфу» или «Вымпел»!»
Потом выяснилось, что для командировки этой (как, впрочем, и для всех аналогичных) кандидатуры действительно проходят тщательный отбор. Оно и понятно: работенка-то ждет не из легких — Чечня! Оказалось также, что методика, так изменившая моего приятеля, помогает работникам силовых структур, принимающим участие в контртеррористической операции в Чечне, с тех самых пор, как операция эта началась.
Об этом я узнала от сопровождавшего группу полковника Константина Егорова из департамента кадрового обеспечения МВД России. Впрочем, он поспешил меня заверить, что это всего лишь один из аспектов профессиональной подготовки военных психологов, но зарекомендовал он себя очень хорошо. Потому как овладевшему методикой для приведения ее в действие (что означает: для изменения собственного состояния) не нужно ни специальных условий или оборудования, ни чьей-либо помощи.
— Обучение в том и состоит, чтобы перевести использование «Ключа» на уровень рефлекса, — пояснил автор метода, доктор Хасай Алиев. — Овладевшему методом бывает достаточно захотеть почувствовать себя сильным или бесстрашным, или здоровым, или талантливым (все зависит от проблем и от ситуации) — и организм это желание выполняет.
— Но на выработку-то рефлекса этого, наверное, время нужно? А милиционеры, я слышала, через неделю в Ханкале быть должны.
— Вас это, наверное, удивит, но времени хватит вполне. Ведь обучение состоит не в овладении пластами новой информации. Нет необходимости и в заучивании и выполнении сложных упражнений, как это принято в системе йоги или в гимнастике ци-гун, к примеру. А ведь конечной целью этих и им подобных древних практик мыслится достижение того самого состояния, на фоне которого наши ученики не развивают даже, а, я бы сказал, прививают себе необходимые качества (я называю это состояние «нейтральным», потому что через него, как в коробке передач автомобиля, происходит переключение мозговых систем). Но в йоге и гимнастике ци-гун быстро овладевают этим заветным внутренним переключателем только единицы. Большинству же необходимы бывают длительные тренировки. А метод «Ключ» помогает обрести и сделать управляемым это «нейтральное» состояние практически на первом занятии. Потому что мы не говорим: «Заучивай это упражнение, пока оно не будет у тебя получаться автоматически». Мы говорим: «Попробуй вот это движение выполнить не силой мышц, а силой своего желания».
— Это как?
— Мы предлагаем, к примеру, медленно поднять руки. Но при этом объясняем: «Тебе не нужно для этого напрягать мышцы, а нужно просто захотеть, чтобы руки твои это сделали. И не волнуйся, они сами пойдут вверх обязательно, если это движение — твое. Но сделают они это хоть и по твоей воле, но как бы сами собой, автоматически». Если после нескольких попыток руки вверх так и не идут, мы предлагаем попробовать другое движение. Не получается — предлагаем третье. Свое движение находят абсолютно все. И больше трех попыток для этого еще никому не требовалось. Так вот это найденное каждым для себя особое движение и есть «Ключ», который создает связь между умом и телом (иными словами — состояние гармонии). А в гармонии какой может быть стресс? (Кстати, и среди последователей древних восточных школ гармонию быстрее обретают те, кому посчастливится раньше нащупать именно это, свое движение.)
Правда, не все приходят к нам в поиске какого-то там ключа да гармонии. Многие проблемы свои формулируют куда конкретнее: у кого-то сложности в общении, кто-то жаждет жизненного успеха. Но, обретя «ключ к себе» и работая с его помощью над решением приведших их к нам проблем, они вдруг замечают, что попутно избавляются и от множества проблем прочих. И это неудивительно, ведь «Ключ» ускоряет все позитивные процессы: и обучения, и тренировки, и оздоровления.
— Вы упоминали йогу и ци-гун. Предлагаемые вами волшебные движения позаимствованы из этих древних гимнастик?
— Вовсе нет. Это движения особые, полуавтоматические. По своей внутренней природе они сродни тем, что люди сами инстинктивно совершают в состоянии волнения или напряжения. Вы ведь наверняка замечали: кто-то в волнении начинает ходить, кто-то — качать ногой, постукивать пальцами, покачиваться всем телом. Дети часто на стульях раскачиваются. А мы их ругаем. А лучше бы встревожиться да попытаться понять: что вывело малыша из равновесия. Потому что мозг заставляет и нас, и детей наших делать эти неосознанные автоматические движения не случайно — так он подсказывает способ снять напряжение, восстановить утраченный внутренний баланс. Но приемы «Ключа» отличаются от обычных нервных движений тем, что осуществляются в иной — сознательной, культурной форме. По-научному эти движения называются идеомоторными. Научаясь управлять идеомоторными движениями, человек обретает способность управлять своим состоянием.
Умный в гору не пойдет
— Человек находит нужное движение и этим обретает внутреннюю гармонию, а жизнь-то не изменилась — вот он и опять прежний. Не будешь же каждые пять минут вызывать у себя автоматическое «всплывание» рук или что-нибудь в этом роде?
— Во-первых, жизнь человека, после того как он овладеет «Ключом» к себе, все-таки станет иной, чем раньше. Потому что он легче и лучше будет управлять собой. Вспомните своего приятеля. Он ведь не только похудел и стал моложе выглядеть — он помолодел душой. Он вам не рассказывал, что каждое утро теперь просыпается, как ребенок, в радостном ожидании чуда? Не рассказывал, что начал снова, как растущий ребенок, летать во сне? Не рассказывал, что многое в жизни стал видеть яснее, многое из того, что раньше было для него важным, стало теперь не важным, и наоборот? Та же квартира, та же семья, та же работа, но все другое. И реакции у него на жизненные события, пусть пока и кажущиеся прежними, теперь другие. И это закономерно. Потому что, повысив устойчивость к стрессам, человек перестает «зацикливаться» на проблемах, может самостоятельно найти выход из тупика. «Ключ», если можно так выразиться, запускает процесс стремительного мудрения человека. Человек начинает меняться так, как он обычно меняется, в течение целой жизни проходя через череду надежд, обретений, утрат, страданий и новых надежд. Только с «Ключом» для таких положительных изменений не нужна целая жизнь.
— Звучит очень заманчиво. Но чтобы метаморфозы эти не прекращались, наверное, все-таки необходимо время от времени осознанно «на стульчике раскачиваться» — пользоваться приемами «Ключа»?
— Совсем нет. Мы ведь говорили в начале беседы, что переводим действие «Ключа» на рефлекторный уровень. То есть потом, чтобы избавиться от стресса или страха, достаточно бывает вспомнить состояние внутренней легкости, испытанное во время тренировки с «Ключом», и захотеть вновь его обрести. А «Ключ» тем и ценен, что помогает и получить это состояние, и запечатлеть его в памяти тела. А на стульчиках только дети раскачиваются.
Впрочем, мы при обучении тоже используем покачивания — только не на стульчике, а просто стоя, как береза на ветру. Это очень успокаивает, выводит даже из острого стресса. Простота и эффективность такого покачивания многих изумляет. Но ничего удивительного в эффективности этой нет. Ведь покачивание в отличие от многих прочих движений движение монотонное, не имеющее ни начала, ни конца. Оно встраивает нас в древние ритмы природы — так, к примеру, перетекает песок на ветру. Когда в младенчестве мы донимали маму своими криками и она начинала нас качать — мы успокаивались. Сейчас мы большие, к маме на ручки забраться не можем, поэтому качаемся без ее помощи. Это так просто! Главное — найти ритм, при котором движение это становится автоматическим, тогда оно переходит в разряд идеомоторных и поэтому становится особо эффективным. Через минуту-другую такого покачивания мы замечаем, что тело вариант покачивания выбирает само: кто-то начинает качаться вперед-назад, кто-то — по кругу. И как только человеком найден свой вариант, он вдруг замечает, что мысли его перестали быть хаотичными. Обычно это происходит на пятой-седьмой минуте. Если в это время человека спросить, о чем он думает, он, как правило, отвечает: «Ни о чем». Потом он говорит: «Отпустило, легче стало». Так он ощущает состояние физического и душевного равновесия.
К тому же после покачивания поиск короткого движения — «Ключа» к «нейтральному» состоянию значительно ускоряется. Тем более что мы предлагаем сделать индивидуальный выбор из готовых вариантов, научно проверенных в течение более чем двух десятков лет.
— Кстати о движениях. Все-таки не до конца понятно, как проверить, поднимается рука автоматически или вы ее невольно подталкиваете. Неужели можно почувствовать еще и механизм этого движения?
— Можно. И вы почувствуете это легко: движимая силой мысли рука пойдет вверх как бы сама собой, она всплывет, как пушиночка, как у космонавта в невесомости, а состояние ваше тут же начнет меняться. Потому что вы изменили схему работы мозга по подъему руки. А мозг наш устроен так, что, если мы что-либо делаем по схеме, принципиально иной, чем обычно, он тоже приходит в состояние необычное. Кстати, этот метод я создал в 1981 году для моделирования состояния невесомости у космонавтов в земных условиях. А для нас важна эта особенность человеческого мозга: как только он переходит к какому бы то ни было новому состоянию — в нем исчезает скопившееся напряжение. Как говорится, клин клином вышибают. Тому, кто не умеет это делать правильно, приходится сбрасывать стресс курением, алкоголем, таблетками. Но эти обновления душевного и физического состояния можно и нужно делать в гармоничной, культурной форме. Этому нужно учиться. И тогда сохраняется долголетие и полнее раскрывается творческий потенциал.
А мы еще и таланты
— Вы предлагаете учиться управлять стрессом?
— Не только. В «нейтральном» состоянии человек может многое. Менделеев открыл свою таблицу, как известно, когда «заснул» после напряженной работы мысли. Но он не просто заснул, сну обычно предшествует короткий миг переходного, «нейтрального» состояния. Сознательно использовал «нейтральное» состояние в своем творчестве Сальвадор Дали. И знаете, что помогало художнику находить его в себе? Карандаш. Дали брал в руки карандаш и пытался расслабиться, освободиться от суетливости мысли.
Карандаш помогал ему не заснуть: Дали засыпал — карандаш падал из рук. Что и требовалось. Именно в тот короткий промежуток между расслаблением и сном он «улавливал» образ своей очередной картины. Оставалось только перенести его на бумагу.
Так творили многие художники и музыканты, впоследствии признанные гениальными. Но это только закономерно. Ведь главный их талант был в том, что они, пусть и неосознанно, умели находить в себе это самое особое «нейтральное» состояние. А там — свобода от стереотипов мышления, там нет комплексов и психологических барьеров. Кстати, обучаясь этой свободе, и «простые смертные» (из тех, что обращались ко мне за помощью) вдруг обнаруживали в себе таланты, о которых до того и не помышляли: начинали, к примеру, рисовать. И как рисовать! Да что там! Я и сам лет пять пишу маслом, хотя никогда этому не учился. Уже пять персональных выставок прошло. Периодически мои картины печатаются в журналах.
А все дело в принципе «Ключа» — «принципе подбора путем перебора» вместо традиционного принципа «обучения путем повторения». Он активизирует не исполнительскую функцию мозга (как это бывает, когда какое-либо действие или упражнение многократно повторяют, доводя до степени автоматизма), а поисковую, когда нужно найти то, что сразу дает результат. А энергии-то в это время — море! Потому что в «нейтральном» состоянии мозг «разблокирован». И его можно настраивать, «загружать» в соответствии с задачей, которую человек себе поставил. К примеру, готовясь к экзаменам, переговорам, соревнованиям, он может совершать идеомоторное движение и при этом представлять, как он спокоен и силен и с каждым днем становится еще сильнее, увереннее, энергичнее.
— До начала семинара с сотрудниками МВД я говорила с профессором кафедры системной интеграции и менеджмента МФТИ Вадимом Шишовым. Так он считает, что ваш метод может совершить прямо-таки революцию в инновационных технологиях. Потому что, как показали предварительные исследования, способен снизить количество ошибок, к примеру, у программистов в 10 раз и при этом в разы, а не на проценты, снизить и их утомляемость.
— Он абсолютно прав. Тем более что в эффективности метода для работающих на высокоточных производствах мы убедились еще раньше. В электронной промышленности «Ключ» использовался в 80-х годах для снижения зрительной утомляемости у женщин-операторов, работавших с микроскопами. Это позволило предприятию выпускать более качественные микроэлементы и при этом сохранять здоровье работающих в условиях интенсивного монотонного производства. Затем, после перестройки, эти предприятия встали, забота о человеке уменьшилась.
А с детективом тем история особая. После того как он вышел телефон нашего Центра начали обрывать мамы и папы школьников, у которых учеба шла не слишком гладко. Звонили и родители потенциальных абитуриентов. За трудностями многих оказались неуверенность в себе, неврозы. И неудивительно: чтобы неврозов у детей не было, в школе нашей надо менять очень многое. Но дети к методу оказались восприимчивее взрослых. Впрочем, с детьми мы работаем давно. Первыми моими учениками были мои собственные дети — Ален и Шейла. Сегодня они профессиональные психологи, работают по этому методу. И сын, кстати, для детей написал методичку в стихах.
Сегодня к нам приходят люди самые разные, но в основном с проблемами психологического свойства. «Ключ» же способствует и тому, что постепенно у них уходят и многие болезни психосоматического характера. И неудивительно: убирая стресс, «Ключ» лишает болезни «питательной среды».
— Ваши сегодняшние курсанты пришли учиться не терять голову в экстремальных ситуациях?
— Учиться, чтобы учить других. Но метод «Ключ» позволяет также стать феноменально выносливым и работоспособным. Освоившие его и прошедшие у нас дополнительную подготовку бойцы силовых ведомств могут, к примеру, бодрствовать трое суток подряд. И чтобы восстановить силы, им, как Штирлицу, необходимо бывает соснуть даже не часок — всего 25 минут.
Самый быстрый
Но особенно ценным все же мне видится то, что метод позволяет не только гармонизировать состояние, но и быстро, эффективно выводить человека из глубочайшего острого стресса. А это бывает особенно нужно после террористических актов и катастроф. Вряд ли есть люди, способные пройти через подобный ужас без психических потерь. А когда есть еще и потери человеческие? Какое слово может не то что возродить к жизни, а хотя бы сделать вменяемой мать, потерявшую ребенка? Обычно психолог предлагает ей расслабиться и подумать о чем-то хорошем. Но, извините, как может подумать о хорошем комок боли? Другое дело предложить маме какое-то время просто постоять, слегка покачиваясь. Да она и сама, неосознанно пытаясь выровнять свое состояние, это делает. А обретя таким образом способность хоть как-то управлять собой, с нашей помощью подберет и «ключ к себе». Дальше же, как говорится, дело техники. Кстати, «Ключ» повышает эффективность и всех других методов психотерапии.
Оказывать помощь пострадавшим во время террористических актов нам приходится довольно часто. Мы делаем это бесплатно. Мы помогали людям после теракта в Кизляре, взрыва дома пограничников в Каспийске, там же — после взрыва 9 мая, после терактов в Ессентуках, Беслане.
Недавно на международном семинаре в Нидерландах, где я провел обучение голландских и немецких специалистов, было признано, что по скорости действия и эффективности применения в экстремальных условиях нашему российскому методу аналогов пока нет.
Мнения психологов
Не веришь себе — поверишь приборам
Говорили мы с доктором Алиевым и полковником Егоровым перед самым началом семинара для психологов МВД. Тогда же мне удалось пообщаться и с возглавляющей психологическую службу МВД Республики Дагестан Викторией Суровой.
— Метод «Ключ» я и мои коллеги в Дагестане используем уже не первый год. Он особенно необходим в ситуациях экстремальных — после террористических актов и катастроф. Выжившие в них и по долгу службы с ними работающие (в том числе и сотрудники МВД) всегда испытывают острую нужду в психологической помощи. На место трагедии обычно выезжает мобильная группа наших психологов. В первую очередь они, конечно, работают с теми, кто был в эпицентре событий. И «Ключ» зачастую просто совершает чудо: сон у них восстанавливается практически сразу, просыпаются они с ясной головой и ясным пониманием: пережитого не изменить, но можно справиться с его последствиями. И самое главное — люди чувствуют в себе для этого силы. И еще для нас очень важно, что при работе с этим методом нет необходимости преодолевать языковой барьер — работают-то ведь не слова, а идеомоторные движения.
Группа готовившихся в тот раз к работе в Чеченской Республике психологов была не слишком многочисленна. Большинство ее составляли руководители психологических служб МВД российских республик (Дагестана, Чувашии, Коми). Были психологи из Сарова, Пскова и Оренбурга. И всем им, кроме Виктории, также предстояло найти «ключ к себе», чтобы потом помогать другим. После семинара я узнала, что в Ханкале есть пункт психологического обеспечения и там — кабинет психологической регуляции, оснащенный приборами, которые способны не только тестировать, но и корректировать психологическое состояние человека.
— Приборы эти нужны нам для работы с людьми, которые не в состоянии поверить, что движением взлетающих рук можно чего-то достичь, и которых в течение какого-то времени необходимо убеждать в этом, — пояснил полковник Егоров. — Себе они пока не верят, но верят показаниям приборов.